Хомуты и скобы. Соединение кованых элементов в единое
художественное изделие
Хомут и скоба (обойма) – это детали разъёмного вида
соединения кованых элементов. Причём, и хомуты и скобы являются полноценными
элементами изделия, части которого
соединяются с их помощи. Таким образом, помимо чисто функциональной нагрузки –
крепления, они являются
полноправными элементами декора и должны
вписываться в общий рисунок изделия.
Выбор способа соединения кованых элементов обычно зависит от
навыков и опыта кузнеца, а так же от его художественного вкуса и видения
продукта в конечном варианте. Один из самых древних и, в то же время, простой и
надёжный способ сборки отдельных
фрагментов в единое изделие является
соединение деталей скобами и хомутами.
Внутренние размеры хомута подгоняются под размер соединяемых
деталей. Края хомута загибаются двумя способами: встык или внахлёст. Если один край хомута
накрывает другой, то края необходимо предварительно оттянуть (спустить на нет).
Для каждого определённого соединения изготавливается
оправка, с таким расчётом, чтобы её размер был равен сумме размеров соединяемых
элементов плюс двойной размер хомута. Размер вкладыша должен быть равен размеру
соединяемых элементов. Разогретый хомут осаживают на оправке и пока хомут не
остыл его скрепляют на соединяемых
деталях. При охлаждении в результате естественного сжатия металла хомут прочно
сжимает детали.
Если конструкция соединяемых деталей подвержена механическим
нагрузкам рекомендуется предварительно закрепить детали сваркой, а уже потом
закрыть место соединения декоративным
хомутом. Наружная поверхность
хомута выполняется в том же стиле, что и всё изделие.
Скобами обычно соединяют плоские элементы с прутками. На
лицевой поверхности полосы параллельно
друг другу делают две продольные просечки. После этого полосу нагревают и кладут просечённым местом на отверстие наковальни (лицевой стороной вниз).
При помощи раскатки или ручника с круглым бойком выдавливают просечённый
участок.
Полученную скобу
правят бородком, размером чуть меньше диаметра присоединяемого прутка, конец
которого необходимо, в свою очередь, слегка оттянуть. На заключительном этапе
скобу разогревают и вгоняют в неё прут. После полного охлаждения пруток будет
надёжно зажат скобой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий